Обо мне
Привет! Меня зовут Юрий. Я технический писатель.
Вот несколько слов обо мне.
Чем занимаюсь
Работаю в ИТ с 2023 года.
Разрабатываю техническую и юридическую документацию по программным продуктам, пишу тексты для интерфейсов, создаю контент для корпоративных баз знаний. Пытаюсь разобраться в ГОСТах 19 и 34 серий. Общаюсь с профессиональным сообществом.
В 2022 г. прошел обучение в Яндекс Практикуме на курсе “Веб-разработчик”. Изучил базовые подходы и технологии fullstack-разработки, чтобы лучше разбираться в предметной области.
До этого 20 лет отработал корпоративным юристом в торгово-производственных и консалтинговых компаниях. Составлял договорную, локальную и процессуальную документацию. Консультировал по правовым вопросам.
Стек технологий
Работа с текстом
- Google Docs, MS Office
- Markdown
Визуализация
- Draw.io, OmniGraffle (создание схем и диаграмм)
- Pixelmator Pro, TinyPNG (обработка изображений)
Публикация документов (SSG)
- Nextra, Vercel
- HTML, CSS, JavaScript
- Git, GitHub
Базы знаний
- Obsidian, Google Workspace
- Yandex Wiki, GitHub Docs Wikis
- Bitrix24, Notion
Управление задачами
- Yandex Tracker, YouTrack
- Bitrix24
AI-инструменты
- YandexGPT (Алиса Про)
- YandexART (Шедеврум Про)
Документы на заказ
Обычно я работаю в штате компании на полную ставку и заказной разработкой не занимаюсь. Однако бывают исключения, когда появляются интересные проекты и задачи, или когда люди убедительно мотивируют. В таких случаях, что называется, «грех отказываться». Включаюсь в проект в свободное от основной работы время.
Как оцениваю сроки
Наперед точные сроки оценить невозможно. Можно лишь ориентировочно прикинуть, если есть четкая постановка и понимание задачи, шаблоны документов и исходные данные. Когда на практике отработан процесс документирования и налажено оперативное общение со специалистами заказчика.
Но при этом всегда остается неопределенным человеческий фактор и непредвиденные рабочие вопросы. Конечно, существуют методики расчета сроков, например, заложенные в ГОСТах. Вадим Глаголев подробно об этом написал. Но даже его подход требует корректировки в каждом конкретном случае.
Как рассчитываю цену
Обычно для расчета цены применяю два подхода: Fix Price и Time and Material. Первый подход — это фиксированная цена за сделку. Второй — оплата за потраченное время. Оба эти подхода имеют свои недостатки.
Fix Price требует предварительной разработки четкого технического задания с этапами выполнения работ, сроками и стоимостью по каждому этапу. Это сложно сделать, когда нужно задокументировать живой программный продукт. По мере подготовки документов разработчики успевают исправить баги и добавить новые функции. Часто процесс документирования сильно отстает, потому что продукт успевает выйти на новый уровень. При Fix Price практически невозможно встроиться в рабочий процесс (workflow) команды разработчиков. Особенно, если команда работает по Scrum.
Этот подход невыгоден исполнителю, потому что процесс может затянуться в ожидании сведений от специалистов заказчика по конкретным вопросам, либо может возникнуть непредвиденный вопрос, который потребует от исполнителя дополнительного времени на проработку, не учтенного в техническом задании.
Time and Material — более гибкий подход, но менее прозрачный. Этот подход невыгоден заказчику, потому что невозможно заранее рассчитать бюджет. Недобросовестный исполнитель может завысить сумму, приписав дополнительные часы, и этого никак не проверить. Сомнения порождают недоверие и споры.
К сожалению или к счастью, только этот подход наиболее эффективен в документировании программных продуктов. Взаимоотношения сторон строятся на доверии.
Учитывая подобные опасения, я выработал для себя следующие правила:
- оцениваю свою работу не в часах, а в днях по фиксированной ставке;
- работаю поэтапно и по предоплате;
- нахожусь в ежедневном контакте с заказчиком.
Как оформляю сделку
Я зарегистрирован в качестве самозанятого гражданина. Все платежи от подработки, которые я получаю, фиксируются в приложении «Мой налог». Исправно плачу налоги.
Для оформления сделки бухгалтерии заказчика обычно достаточно следующих документов:
- счет на оплату, сформированный в приложении «Мой налог»;
- документы, которые я разрабатываю при выполнении заказа (ссылка на Google Drive);
- квитанция об учете платежа, сформированная в приложении «Мой налог»;
- скан-копия моего отчета или акта об оказанных услугах (ссылка на Google Drive).
Тем самым я могу выполнить работу дистанционно, не встречаясь с заказчиком. Общаемся, как правило, в Telegram, по электронной почте и, если это критически важно, при личной встрече. Для видеоконференцсвязи пользуюсь Яндекс Телемост и Google Meet.
Если заказчику крайне важны бумажные документы, обмениваемся ими через Почту России или курьерской доставкой. При необходимости подписываем NDA (соглашение о неразглашении) и основной договор с техническим заданием.